пятница, 22 июля 2011 г.

Немного истории. Эрдэнэт в 1978-1980гг.

В этом году Эрдэнэт отмечал свое 35-летие. Празднование юбилея города было приурочено к Надому (08.07.2011). История города неразрывно связана с историей возникновения и строительства горно-обогатительного комбината. Я приведу всего лишь три даты:
  • В 1974 году во время официального визита Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева в Монголию было подписано Межправительственное соглашение по строительству горного комплекса «Эрдэнэт».
  • 11 декабря 1975 года  вышел Указ Президиума Великого Народного Хурала МНР о придании Эрдэнэту статуса города.
  • 14 декабря 1978 года состоялось торжественное досрочное открытие первой очереди комбината, который вырос всего за 4 года на пустом месте.
На днях мне написал Зарудный Александр из г.Тобольска, который с 1978 по 1980гг служил в Эрдэнэте, в/ч пп 20614.  Александр, Вы написали, что служили в стройбате. Можете ли Вы рассказать, в строительстве каких объектов Вы принимали участие? Что построилось за эти два года в Эрдэнэте? И еще мне интересно, запомнился ли Вам день открытия первой очереди комбината – 14 декабря 1978г? Тогда на торжественный митинг приезжали первые лица Правительства Монголии во главе с Ю.Цэдэнбалом и почетные гости из Москвы.

Александр предоставил мне несколько фотографий Эрдэнэта тех лет.  Этот трактор на постаменте - памятник строителям города. Он расположен в первом микрорайоне.
Памятник строителям Эрдэнэта, 1978-1980гг

Для сравнения выкладываю современное фото. В этом году, к 35-летию города, трактор покрасили в оранжевый цвет. До этого он был желтым. И окна теперь непрозрачные.
Памятник строителям Эрдэнэта, сентябрь 2010г
Так выглядел Эрдэнэт с сопки со стороны «Тугрика». Я обратила внимание, что на этом фото не видно юрточных поселений.

Я повернула камеру чуть западнее

Оказывается, на улицах Эрдэнэта того времени можно было увидеть символику Советского государства – серп и молот. Ныне эта символика ушла в прошлое вместе с государством.
Прогулка по Эрдэнэту
Еще несколько фотографий Александра. Сослуживцы.
Турчак Саша, Маркусеев Радик, Фиалковский Витя, Анкудинов
Продавцы. Я так поняла, что это магазин на территории военной части. 
Валя, Катя, Рая и Света
Продавец Галя
Это сам Александр, который помогает разгружать машину с хлебом.

Александр, я буду Вам благодарна, если Вы напишете свои воспоминания об Эрдэнэте того времени в комментариях. Или при желании можно сделать отдельный гостевой пост.

UPD Ссылка для тех, кто служил в Эрдэнэте http://mongol.su/forum/index.php?board=107.0 

15 комментариев:

  1. Здравствуйте,Ирина!Так здорово,что вы сейчас живете в этой стране.Я не могу знать,насколько там хорошо в данный момент,но, прожив в Эрдэнэте 5 лет(1977-1983)с родителями,так хочется туда вернуться! В2012 году у них у обоих юбилеи,и я хотела бы сделать им сюрприз,сняв материал о тех местах,где они жили и работали.
    По фотографиям,увиденным мною,в городе я ориентируюсь,но совершенно не знаю,где бы я могла остановиться.Сама я жила в 1 мкр.в доме №1.Так хочется увидеть сад,школу(где училась я, и работала моя мама завом школьной столовой),гок,где работал папа,дом,клуб,торговый центр и т.д и т.п.Подскажите,пожалуйста,где можно теперь остановиться,примерную стоимость за 2х местный номер.Заранее спасибо,с нетерпением жду ответа.Извините за назойливость-ваша теплота,с которой вы рассказываете об Эрдэнэте,подкупает.Если у меня появятся какие-нибудь вопросы,могу ли я к вам обратиться за разъяснениями?

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте (не знаю Вашего имени). Остановиться можно в любой гостинице. В самом центре, недалеко от гендирекции ГОКа, расположена гостиница «Сэлэнгэ», она считается одной из лучших в городе. Цены могу сказать лишь навскидку, должно быть примерно 50000 тугров за 2-х местный номер в сутки. Это чуть больше 1000 рублей. 1 р = 43 тугр.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте Ирина. Служил в Эрдэнете 78-80, как с Вами можно связатьcя?Почта или контакт?

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте! Я служил в Эрдэнэте в 1978-80 годах в в/ч 20614. Начинал служить в ВСО №2. Второй год служил в ВСО №5, рота шоферов. Просмотрел фото и узнал Анкудинова. Хотел узнать есть ли у вас какая-нибудь информация о том, как его можно найти. Вообще буду рад любой информации о ребятах из нашей части. Может кто-нибудь прочитает и вспомнит меня, я Виктор Прушинский.

    ОтветитьУдалить
  5. Тощев Сергей.Служил в 85-86 г.г. ВСО 1 рота, 1 батальон. Работал на ОСиБО, и немного в школе (1 месяц), пока не поймали под "шф" )) Всем сослуживцам большой привет!!

    ОтветитьУдалить
  6. http://mongol.su/forum/index.php?board=107.0

    Ирина,разрешите оставить ссылку на Эрдэнэт,служба
    в армии.Может кто-то таким образом на наш
    форум попадет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так как в комментариях ссылки не активны, я продублировала ее в конце сообщения.

      Удалить
    2. Ирина,спасибо что сделали ссылку.
      Желаю вам успехов,здоровья,благополучия.

      Удалить
  7. Здравствуйте,Ирина!Дом,где я жил 4 года(83-87)-сразу за "трактором".Магазин на фото похож на "нижний"(если не ошибаюсь),он был от памятника метров 500 вниз,в городе.Был еще "верхний"-он метров 300 выше 16 школы,сразу за домами.А юртовый поселок стремительно вырос в середине-конце 80-х.
    Спасибо за фото,за интересный дневник.Читал с удовольствием.О жизни в Эрдэнэте навсегда остались приятные воспоминания.
    С уважением,Михаил.

    ОтветитьУдалить
  8. Всем здравствуйте! Наша семья приезжала в Эрдэнэт дважды. Жили там с 1978 по 1983 год и с 1990 по 1992-й. Адрес: 1-15-15. Если кто-то помнит семью Трофимовых, пишите мне на эл. адрес tat-i-ana@bk.ru. Моя мама - Трофимова Татьяна Семеновна работала в школе №16 (позже эта школа получила номер 19) учителем начальных классов. Папа - Трофимов Валерий Михайлович работал на ГОКе. К сожалению, 13 марта 2010 года папы не стало. Также может кто-то был знаком с семьей Швайкиных - Антониной и Владимиром, - наши земляки, с которыми мы общаемся по сей день. Они проживали в 1-м мкр (не помню номер дома), работали в Эрдэнэте в начале 80-х годов.

    ОтветитьУдалить
  9. интересно было читать и смотреть о годах службы 78-80 в эрдэнэт

    ОтветитьУдалить
  10. рядовой плотник-бетонщик 58 в-строительный полк 1978-80 интересно было читать и смотреть о годах службы в эрдэнэт нахлынули воспоминания стройбатовца в кирзовых сапогах

    ОтветитьУдалить
  11. Всем привет, меня зовут Устюжанин Евгений, с 1983 по 1989 семьей проживали в Эрдэнете и работали на ГОКе, жили в первом микрорайоне возле верхнего магазина. Я был тренером и капитаном хоккейной команды, с 1987г. Мы стали бронзовыми призерами по хоккею с шайбой среди советских коллективов, финальные игры проходили у нас в Эрдэнете, в то время работал во Дворце спорта. Всем кто меня узнал звоните 8*922+I57-О1*О1

    ОтветитьУдалить
  12. Всем привет, меня зовут Устюжанин Евгений, с 1983 по 1989 семьей проживали в Эрдэнете и работали на ГОКе, жили в первом микрорайоне возле верхнего магазина. Я был тренером и капитаном хоккейной команды, с 1987г. Мы стали бронзовыми призерами по хоккею с шайбой среди советских коллективов, финальные игры проходили у нас в Эрдэнете, в то время работал во Дворце спорта. Всем кто меня узнал звоните 8*922+I57-О1*О1

    ОтветитьУдалить