среда, 27 апреля 2011 г.

Про монастырь и конезавод

Недавно мне отчетливо вспомнился один день из моей жизни, а именно 12 апреля 2008 года. В свое время я записала события того дня, и теперь в архиве нашла старые записи, и даже точную дату.
Тогда мы еще не думали про Монголию, а жили себе в Брянске, есть такой областной центр в России. Профком предприятия, где я работала, время от времени организовывал различные экскурсии. Вот однажды и я записалась на экскурсию в Площанскую пустынь, что примерно в 2-х часах езды от города, в Брасовском районе. Нас проинформировали, что там находится мужской православный монастырь и святые источники, поэтому истинно верующие люди назвали бы такую поездку паломнической.
За несколько дней до поездки записавшимся объявили, что сначала будет экскурсия на конезавод, что в поселке Локоть, а потом уже в Площанскую пустынь. Впрочем, многие не читали и не слышали этого объявления и ехали исключительно в монастырь. Уже в автобусе одна дамочка возмутилась – почему не сразу в монастырь, ведь мы пропустим службу и причащение? Экскурсовод ответила, что была такая договоренность. Монахи во время поста не хотят искушаться. Итак, люди записывались в монастырь, а попали на конезавод.


На конезаводе нас ждала женщина – экскурсовод, вся жизнь которой связана с лошадьми и с этим заводом. Чувствовалось, что она очень любит лошадей. «Лошади лучше людей. Они не обманут, не предадут» - это ее слова. Нас провели по всем закуточкам – старые и новые конюшни, загоны для выгула лошадей, беговая дорожка. Нам можно было погладить лошадей и покормить их с руки. Многие лошадки сразу бежали к людям, требуя внимания и кусочек сахара или хлеба.
Мы узнали, как даются клички лошадям. Обычно она должна начинаться на ту же букву, что и имя одного из родителей, а буква имени другого также обязательно должна присутствовать в кличке. Запомнившиеся имена – Интеграл, Дифференциал, Пастораль.
Мы увидели лошадь ослепительно белого цвета с голубыми глазами.
Мы увидели самую большую лошадь – 1м80см в холке.
Мы увидели, как начались роды у одной кобылы. У нее отошли воды. Рабочие стали загонять ее в конюшню, а она не понимала, чего от нее хотят, у нее это было впервые.
Умиление вызвали жеребята одного-двух дней от роду. Они держались рядом с мамами, не отставая ни на шаг. Мамы опекали своих малышей, совсем как люди.
Два смешных пони вызвали дружный смех, у них была волнистая африканская грива, тоненькие маленькие ножки и массивные тела. Как два одуванчика!
Самое большое впечатление на всех произвел тяжеловоз весом 950 кг, серый в яблоках. Он общался с людьми – сначала попозировал, показал себя со всех сторон, потом принял угощение, а потом повалился на землю и стал кататься на спине. Мы только успевали щелкать затворами фотоаппаратов.
И наконец, нам разрешили покататься верхом, сколько влезет. Ощущение себя в седле, единство с лошадью – непередаваемые ощущения.
Все испытали восторг и эйфорию. От общения с животными. От того, что нам были рады. Мы никому не помешали. Жизнь на заводе шла своим чередом, по расписанию – выгул, кормление животных и т.д. Мы были наблюдатели и соучастники.
Мне очень хотелось бы выложить много фото с красивыми породистыми лошадьми, но у нас тогда была только мыльница. Так что извините за качество

тяжеловоз позирует зрителям

А вообще я нашла сайт, где можно увидеть нормальные фото тех мест http://autotravel.ru/phalbum.php/town/2125

После мы поехали в монастырь, но там нас никто не ждал. Экскурсовод, которая ехала с нами из Брянска, за 5 минут рассказала нам историю монастыря, направила к источнику за водой и сказала, что сбор в автобусе в 14-30. Каждый был предоставлен сам себе и шел туда, не знаю куда. Хорошо хоть погода была хорошей. Мы не сразу поняли, где источник, ходили вдоль берега пруда вперед-назад.
В монастыре 2 храма – старый и новый. Новый был закрыт. Его открыли специально для экскурсантов. Когда мы вошли в храм, то не знали, куда подойти и к кому обратиться – там не было никого из служителей. Видим, люди пишут записки за здравие и за упокой и оставляют деньги и записки на столе. Я подумала, что тут так заведено. Мы с мужем тоже подошли к столу и написали записки. Потом муж достал деньги, мы положили на стол в общую кучу 50 р. Свечки люди тоже сами себе покупали. Там цена стояла – 10р за штуку.  Я оставила еще 30 р. и взяла 3 свечки, чтобы поставить к иконам. Мы уже отошли от стола, и другие люди заняли наше место. Но тут подошел молодой монах. Он строго спросил, зачем на столе деньги и записки? Ему ответили, что это деньги вот за эти записки. Монах сказал, что никто тут не будет служить службу до самой Пасхи, а записки надо нести в другую церковь. Мы забрали свои записки, а деньги постеснялись, да и монах уже стал собирать эти деньги. Деньги то он забрал, а вот большинство записок так и остались лежать на столе. Тогда мы стали иконы рассматривать. Знаменитая икона Казанской Божьей матери – главная в храме. На ней было навешано много украшений – благодарность людей за исцеления. Я одну из свечек перед этой иконой поставила. Но моя свеча постояла с минуту и упала на пол. Муж ее поднял и поставил уже более надежно.
Потом вошли какие-то паломницы и стали громко петь молитвы перед иконой. Мы стояли чуть поодаль и ждали. Неудобно же подходить к иконе, когда к ней другие обращаются. Они спели, а потом по очереди стали подходить прикладываться к иконе. Тот самый монах стал поторапливать, сказал, что пора закрывать церковь. Я тоже решила подойти приложиться к иконе, но спешила, потому что чувствовала, что и другие тоже хотят успеть, дышат мне в затылок. Там ступенька была. А у меня был длинный плащ. Я когда на ступеньку поднималась, то на свой плащ случайно ногой наступила. Не упала, но оступившись, покачнулась, и с разбега чуть не налетела на икону. Слава Богу, что не упала и не снесла ничего, а то бы стыдно было. К другим иконам уже не прикладывалась, я не могу так – в спешке, в суете. Потом мы пошли в старую церковь. Там свои записки подали. Маме сорокауст за здравие заказала. Иконки купили.
В целом у меня осталась какая-то неудовлетворенность после посещения Площанской пустыни. Жизнь монастыря и монахов так и осталась для меня тайной за семью печатями. И все получилось как-то скомкано, неорганизованно. Думалось, ну ладно на утренней службе мы, миряне, были нежеланны. Но неужели не нашлось ни одного монаха, который мог бы выступить в качестве экскурсовода и нашего проводника, поведать нам о монастыре и о судьбах его обитателей. Мне, например, очень не хватило такого живого рассказа. И даже осталось чувство вины, как будто мы вторглись без приглашения на чужую территорию. В группе нас было примерно 40 человек. Впрочем, сказано ведь: «По вере вашей да будет вам». Так что в моем случае все правильно и закономерно.

На обратном пути мы подъехали к целебному источнику, который был ухожен и освящен. По традиции, сюда приезжают свадебные кортежи, и молодожены повязывают на деревьях ленточки на счастье. Вот мне и вспомнились эти ленточки, когда в Монголии увидела деревья, обвязанные хадагами. Подумалось, что, в сущности, мы в чем-то очень схожи с монголами.

И снова возвращаюсь к лошадям. У нас в России, как и в Монголии, любят этих животных. Дети и взрослые с удовольствием катаются летом на лошадях в парке «Соловьи». Конечно, ребенок не сам управляет лошадью, ее ведет тренер на поводке. Моя дочка ни разу не могла пройти мимо, чтобы не попросить прокатиться. Даже я каталась, было дело. Лошади из цирка и из сельскохозяйственной академии, очень спокойные и ухоженные. Оплата такая же, как на аттракционы – 30 рублей.
Брянск, ЦПКиО "Соловьи", лето 2008

Я сейчас обращаюсь к монголам, а вдруг меня услышат. Хорошо бы летом, во время праздника Надом, тоже катать желающих. Чем плохой бизнес? Прошлым летом, например, можно было за небольшую плату выстрелить из лука и сфотографироваться в национальной монгольской одежде. Вот бы еще на лошадке кружочек прокатиться, для полного счастья.

2 комментария:

  1. Вы так просто и душевно пишете о своей поездке, что самому хочется, правда. Спасибо Вам, мне очень понравилась эта Ваша зарисовка. Всё как-то нет времени почаще заходить на Ваш добрый такой сайт, но я постараюсь у Вас бывать чаще. Тем более, что Вы, оказывается, брянские: а ведь там до сих пор стоит первый объект, в строительстве которого я принимал участие в качестве командира кранового взвода! Это жд мост на первом Брянске через Десну. У меня про это времечко на блоге есть кое-что...

    ОтветитьУдалить
  2. Сергей, как судьбы-то пересекаются. Вот кто, оказывается, нам мосты строил. Я ж не поленилась, нашла на Вашем блоге эту историю, там оставила свой комментарий.

    ОтветитьУдалить