Балдуугийн Шарав (1866 - 1939) считается основоположником современного монгольского изобразительного искусства. В детстве мальчика отдали на служение в буддийский монастырь, где он стал учеником иконописца. Там проявились его замечательные способности к живописи. Прожив в монастыре 10 лет, Шарав пешком дошел до столицы Монголии Урги, и к концу XIX века основал там собственную художественную мастерскую. Одна из самых известных работ Шарава в традиционном стиле тибето-монгольской иконографии - "Зеленая Тара".
Параллельно с этим Шарав занимался и бытописательной живописью. Основными шедеврами этого художника стали масштабные панно, посвящённые повседневной жизни кочевников, известные под названиями «Один день Монголии» и «Праздник кумыса». Названия, данные в наши дни, варьируются: «Один день автономной Монголии», «События одного дня» и «Праздник первой дойки кобылицы», а также «Лето» и «Осень». Обе картины экспонируются в Музее изобразительного искусства Монголии.
Первая из этих картин показывает обыденную жизнь монголов в её самых разнообразных аспектах, на ней изображены многочисленные свершения, события и дела монголов, которые они всю жизнь совершают в течение одних суток летом – дойка, стрижка овец, разделка туш, изготовление войлока, земледельческие работы и т.д. На картине также изображены обряды – свадьба, похороны, освящение жертвенника (овоо) духа горы. Богдо-гэгэн, разглядывая полотно, заметил среди прочих изображённых на нём жанровых сценок пару любовников, к которым подкрадывается муж. За свое чувство юмора Шарав получил прозвище Марзан - «шутник».
Вторая картина представляет собой изображение последовательности обрядов народного празднества кумыса.
Шарав приобрёл известность и как портретист, им написаны портреты высших лиц буддийской иерархии Монголии, а также портреты самого Богдо-гэгэна и его супруги Дондогдулам. После Народной революции 1921 - 1924 годов Шарав написал портреты Сухэ-Батора и Цэрэндоржа. В кабинете у Сухэ-Батора висел портрет Ленина кисти Шарава.
Шарав встал на сторону революции, он стал создателем монгольского агитационного плаката. В плакатах в полной мере проявилось сатирическое дарование художника. Шарав также пробовал себя и в качестве художника-иллюстратора, он создал ряд иллюстраций для монгольского издания романа Даниэля Дефо "Робинзон Крузо". По его рисункам были созданы первые монгольские почтовые марки и первые денежные знаки новой Монголии.
После посещения музея изобразительного искусства в Улан-Баторе я выложу свои фото, а пока довольствуюсь тем, что нашла на сайте legendtour.ru
«Один день Монголии»
Отдельные фрагменты этой картины:
В каждом народе были и есть и будут талантливые людиди.
ОтветитьУдалитьНе слышала раньше об этом художнике. Очень интересно.
ОтветитьУдалить