понедельник, 28 февраля 2011 г.

Буддийский монастырь Гандантекчинлинг

Вспоминаю нашу первую поездку в Улан-батор в августе 2009 года. Поезд привез нас в столицу Монголии около 7 часов утра. Мы намеревались в течение дня осмотреть город, посетить музеи и обязательно попасть в буддийский монастырь Гандантегчинлинг. Но в этот ранний час все музеи, магазины и прочие заведения еще были закрыты, поэтому мы решили, отказавшись от услуг таксистов, просто пойти, куда глаза глядят. Как-то само собой получилось, что ноги привели нас прямо к стенам монастыря, такое вот удивительное совпадение. Вначале мы шли по широкой улице, с современными зданиями, светофорами и оживленным движением. Постепенно дорога стала сужаться, и вдалеке показались пагоды. Направившись в сторону пагод, мы из современного города  попали в совершенно другой мир.
Этот снимок сделан на улице, ведущей к монастырю Гандан, примерно в 100 - 200 метрах от входа. На пешеходной аллее стоят буддийские ступы, обвязанные хадагами. Продуктовый магазин (хунсний дэлгуур) еще закрыт. Закрыта и пагода. Позже, зайдя внутрь, мы увидели в помещении пагоды стоящие рядами скамьи и столы, за которыми монахи беседовали с пришедшими к ним людьми. Как и в православный храм, люди приходят сюда за советом и помощью, духовной поддержкой. Монахи сначала беседуют о чем-то с пришедшими, потом совершают над ними обряды и читают мантры.
Буддийский монастырь Гандантекчинлинг, Улан-Батор, Монголия

пятница, 25 февраля 2011 г.

Прогулка по Улан-батору

Улан-батор – вполне современный город, имеющий свое неповторимое лицо. Город вытянут вдоль реки Толы и со всех сторон окружен высокими горами. Высотные здания в стиле модерн прекрасно смотрятся на их фоне
Монголия, Улан-БаторМонголия, Улан-Батор

среда, 23 февраля 2011 г.

Статуя Будды и смотровая площадка в Улан-Баторе

Статуя Будды расположена на окраине города у подножия горы Зайсан. Высота статуи около 20 метров. Вокруг нее разбит небольшой парк. Для маленьких детей здесь работает карусель. Тут же в киоске можно купить мороженое и напитки. Мы с дочкой на фоне статуи, фото сделаны в августе 2009 года
Статуя Будды в Улан-Баторе
С двух сторон от статуи Будды расположены площадки с огромными колоколами
Статуя Будды в Улан-Баторе

вторник, 22 февраля 2011 г.

Улан-Батор – столица Монголии

Монголия Улан-батор
Монголы испокон веков вели кочевой образ жизни, поэтому городов здесь не строили. В 1639 году в долине реки Тола был основан буддийский монастырь. Со временем вокруг него образовались поселения торговцев. Так возник город, который сейчас называется Улан-Батор, что в переводе означает «красный богатырь». В столице Монголии современные небоскребы мирно соседствуют с традиционными юртами. Здесь можно увидеть людей как в современной одежде, так и в национальном костюме дэль. В Улан-Баторе прошлое и будущее идут рука об руку. Как и дерево, человек силен своими корнями. Монголы понимают эту простую истину и бережно хранят свои национальные обычаи и традиционный уклад жизни.
За два года мы дважды посетили Улан-Батор, и сейчас я выложу фото, сделанные в ноябре 2010г. Центральная площадь города носит имя Сухэ-Батора, героя революции 1921г. Фото на память у здания Правительства Монголии
Монголия Улан-батор

Памятник Чингис-хану у здания Правительства
Монголия Улан-батор

воскресенье, 20 февраля 2011 г.

День здоровья

Сегодня мы побывали на настоящем празднике спорта и здоровья. Я уже упоминала о том, что спорт в Монголии носит массовый характер. Взрослые и серьезные люди – работники ЦТАиВТ (цеха технологической автоматики и вычислительной техники горно-обогатительного комбината) – сегодня вместе отдыхали и соревновались. Такие мероприятия укрепляют не только здоровье, но и корпоративный дух. Кстати, многие пришли сюда со своими детьми.
На спортивной базе работает пункт проката спортивного инвентаря. Большой популярностью здесь пользуются круглые надувные резиновые санки (snow tube), на них очень весело спускаться с горы.
Спорт в Монголии

Спорт в Монголии

Спорт в Монголии

пятница, 18 февраля 2011 г.

Детские игры жарким летом

Последнее время погода не балует россиян: зимой крепкие морозы и снегопады, летом аномальная жара и смог. А в Монголии сейчас погода стоит замечательная, да и прошедшим летом она тоже нас радовала. Климат в Монголии сухой, осадков обычно выпадает немного, но бывают иногда дожди и даже сильные ливни. Лужи после дождя обычно быстро высыхают, но во дворе русской школы образовалась особенная заколдованная лужа, которая почему-то стояла очень долго и приносила радость детям, живущим неподалеку. Этому мальчугану лет 3—4 очень интересно, глубока ли лужа? Чтобы узнать это, надо кинуть в нее камень.
Дети в Монголии

четверг, 17 февраля 2011 г.

Ритуал «таах» - первая стрижка волос

Когда ребенку исполняется 2—3 года, ему впервые стригут волосы. Этот день монголы считают праздником, как бы вторым днем рождения.
Однажды к мужу обратилась сотрудница с просьбой после работы зайти ненадолго к ней в гости, подстричь дочку. Он удивился, но конечно, пошел. Это современная семья, живущая в городской квартире. Муж рассказывал, что двери квартиры не закрывались, одни гости приходили, другие уходили. Каждый гость отрезал у ребенка прядь волос с пожеланиями ей счастья, здоровья, красоты и благополучия. Затем хозяева угощали гостей, в комнате был накрыт праздничный стол.
Кстати, обои в той квартире были размалеваны детским творчеством. Ребенку позволяется рисовать на обоях, и вообще тут не принято маленьких детей одергивать и бить по рукам.
Обычай этого праздника уходит корнями далеко в прошлое. Раньше в Монголии была высокая детская смертность. И если ребенок доживал до 2—3 лет, то можно было надеяться, что он останется жить. До этого момента волосы не подстригали, чтобы не привлекать к младенцу внимание злых духов. Зато после стрижки волос человек как бы рождался заново. Вот почему праздник таах так почитаем монголами. Очень важно назначить дату стрижки волос в благоприятный день. Чтобы определиться с датой праздника, за помощью принято обращаться к буддийским монахам.
Этот обычай сохранился до наших дней, несмотря на то, что в современной Монголии смертность детей невысока.

среда, 16 февраля 2011 г.

Эх, дороги…

Автомобильных дорог с твердым покрытием в Монголии не так много. Это единственная автомобильная трасса, связывающая Эрдэнэт с миром.
Дороги в Монголии

До ближайших населенных пунктов, а также до Улан-Батора можно добраться на рейсовом автобусе. Путь до столицы займет 5—6 часов. На фото автобус, возвращающийся в Эрдэнэт из Булгана.
Дороги в Монголии

В основном в Монголии грунтовые дороги. Их называют направлениями. Вот одна из них
Дороги в Монголии

Естественно, на этих дорогах нет указателей. Как на них ориентируются водители, для меня остается загадкой. Но таких дорог в Монголии большинство, примерно 90%.

Вам интересно, как обстоят дела с дорожным строительством в  городах России? В Екатеринбурге, например, завершен этап проектирования крупного транспортного объекта – нового путепровода у концерна «Калина».

понедельник, 14 февраля 2011 г.

Горнолыжный курорт «Sky Resort»

Горнолыжный курорт в МонголииПервый горнолыжный курорт «Sky Resort» открылся в Монголии в ноябре 2009 года неподалеку от Улан-Батора. На курорте всего 9 трасс разных уровней сложности, отвечающих международным стандартам. Кроме горных лыж, здесь можно также покататься на санках и сноубордах. Спортивный инвентарь вам предложат взять напрокат или купить здесь же в магазине. Все трассы оборудованы снежными пушками и подъемниками. Хорошее освещение позволяет отдыхающим кататься до 10 часов вечера. К услугам посетителей гостиница и ресторан. У тех, кто прежде никогда не стоял на горных лыжах, есть прекрасная возможность научиться, опытные инструкторы проводят индивидуальные и групповые курсы для начинающих. Стоимость отдыха здесь дешевле, чем на аналогичных курортах в России, действуют скидки для детей и студентов.
Написано по материалам сайта http://www.skyresort.mn/index.php

воскресенье, 13 февраля 2011 г.

Соревнования конькобежцев

Несколько дней подряд в Эрдэнэте проходил чемпионат Орхонского аймака по конькобежному спорту. Представляю небольшой фотоотчет. Общий вид стадиона:
и собственно конькобежцы:
Спорт в Монголии. Соревнования конькобежцев

пятница, 11 февраля 2011 г.

Поэзия Д.Нацагдоржа

Д.Нацагдорж (1906 – 1937) – известный монгольский писатель, поэт и общественный деятель. Он переводил на монгольский язык произведения Пушкина, рассказы Джека Лондона и Эдгара По. Нацагдорж оставил после себя богатое творческое наследие – стихи, рассказы, повести. В школах ребята изучают его творчество. Одно из самых известных стихотворных произведений Нацагдоржа – «Родина моя» («Миний нутаг»). В нем воспета красота и величие этой удивительной страны – Монголии. Вот один из вариантов перевода этого стихотворения:

Хребты Саян, Хангая и Хэнтэя
Вершинами уходят в небеса.
Леса и чащи, горы и ущелья –
Неласкового севера краса.

Мэнэн, Шарга, Номин – просторы Гоби,
Величественный южный ореол.
Песчаные барханы ветер гонит,
Над зыбью волн застыл степной орел.

Раскинулась родная сторона –
Монголия, прекрасная страна.
Онон и Тола, волны Керулена –
Прозрачна рек священная вода.
В источниках и родниках целебных
Сокрыты жизни долгие года.

четверг, 10 февраля 2011 г.

Сайншанд

Название города Сайншанд переводится как «хороший источник». Я очень хочу однажды побывать здесь, осмотреть музей Данзанравжаа и монастырь Хамарын-хийд и, конечно, хочу попасть в центр энергий, или Шамбалу. Несмотря на то, что город небольшой, у него есть свой официальный сайт (на монгольском языке). Еще я нашла в инете фотографии города. Например, фото здания театра в Сайншанде . Мне стало интересно, работает ли сейчас театр, часто ли бывают постановки, есть ли своя труппа? Представляете, в городе с населением 20 - 25 тысяч человек есть свой театр. Впрочем, его ж создал Данзанравжаа еще в 19 веке... В общем, надеюсь, что моя мечта когда-нибудь сбудется.

среда, 9 февраля 2011 г.

Путешествие в Шамбалу

Шамбала - центр энергий в Монголии
О мифической стране Шамбала существует множество легенд и преданий, повествующих о том, что в этой стране живут существа с высоким уровнем духовного развития. Знающие люди говорят, что путешествие в Шамбалу невозможно осуществить одним лишь перемещением в пространстве. Чтобы достичь этой сказочной страны, необходимо выполнить огромное количество духовных практик. Другими словами, путешествие в Шамбалу представляет собой не что иное, как внутренний духовный поиск. Несмотря на это, многие люди искали Шамбалу в нашем материальном мире, например, Николай Рерих: его экспедиция 1925-1928гг вела поиски Шамбалы в горах Тибета и Алтая. По легенде, существует три входа в эту мифическую страну – на Алтае, в Тибете и в монгольской пустыне Гоби. Также считается, что Шамбала является мощным энергетическим центром, здесь проходят важные энергетические каналы Земли. Монголы так и называют это место – «центр энергий».
Возможно, когда-нибудь сбудется моя мечта побывать в Шамбале. А пока я расскажу о ней со слов других. В конце прошлого года коллеги мужа по работе посетили это удивительное место. Я выражаю большую благодарность Оюунжаргал за предоставленные фотографии. Думаю, что эта информация будет интересна моим российским друзьям.
Поезд довез группу до Сайншанда. По приезде они перекусили в юрте-кафе
Шамбала - центр энергий в Монголии

вторник, 8 февраля 2011 г.

Послепраздничное

Официально Новый год вступил в свои права, и начались трудовые будни. Но Цагаан сар не ограничивается тремя-четырьмя днями, дыхание праздника еще долго будет чувствоваться. Жизнь в городе постепенно входит в прежнее русло. Магазины и палатки на рынках работают лишь наполовину. Хорошо, что я хлебом запаслась, а то сегодня (в шестой день первого весеннего месяца) его еще нет в продаже, не напекли.
Моим самым ярким впечатлением от праздника в этом году была ночная служба, проходившая в буддийском монастыре Гандантекчинлинг, которую транслировали по телевизору. Так  у нас в России на Пасху транслируются службы из храма Христа Спасителя в Москве.
А днем на монгольском канале меня впечатлили показы мод. Каких только национальных костюмов там не было: и традиционные, и стилизованные под современность, и немного сказочные. Главное, это совсем не похоже на ту моду, что показывают на fashion TV, с тощими однотипными моделями. Так что можно смело сказать, что у монголов есть свой стиль, свое лицо. Так держать!

понедельник, 7 февраля 2011 г.

Магазины буддийских товаров

Таких магазинов в Эрдэнэте много: несколько магазинов на рынке, отделы в крупных универмагах, магазины при местном дацане. А вот ближайший к нашему дому магазин, буквально в двух шагах:
Магазин буддийских товаров
Не смотрите на неказистую стену, ее просто не успели поштукатурить. Я люблю заходить сюда и рассматривать товар. Чего тут только нет: статуэтки Будды и других божеств, четки, хадаги, ароматические палочки, ритуальные спички, амулеты и много всякой всячины.
Мы приобрели статуэтку Будды и еще изображение, которое можно повесить на стену
 
А эти четки и поющую чашу мы купили в буддийском монастыре Гандантекчинлинг во время поездки в Улан-Батор. Чаша изготовлена из темного металла, на нее нанесен интересный рисунок. Если водить деревянным пестиком по внешнему краю чаши, то она начинает издавать звенящий звук, который перерастает в мелодичный гул. Используется чаша для очистки пространства в помещении. Четки из натурального камня, состоят из 108 бусин.
Магазин буддийских товаров

воскресенье, 6 февраля 2011 г.

Буддийская астрология.

Буддийская астрологияМонголы считают, что каждый год имеет свою судьбу и по-разному влияет на человека. По восточному гороскопу каждый человек рождается в один из годов 12-летнего животного цикла, который начинается с года мыши и заканчивается годом свиньи. Календарь включает 12 названий животных:  мышь - "хулгана", корова - "ухэр", тигр - "бар", заяц - "туулай", дракон - "луу", змея - "могой", лошадь - "морь", овца - "хонь", обезьяна - "мич", курица - "тахиа", собака - "нохой", свинья - "гахай".
Считается, что человек, рождённый под определённым животным годом, имеет те же качества реального животного. Например, человек, рождённый в год обезьяны хитёр, рождённый в год быка упрям, а рождённый в год тигра вспыльчив.
У буддистов принято начинать отсчет прожитых лет с момента зачатия. Кроме 12-летних циклов, буддийская астрология большое внимание уделяет девятиричным циклам - девятилетним и девятидневным, в которых каждый девятый год и день являются неблагоприятными.
Кроме 12-летнего малого цикла, пользование лунно-солнечным календарем предполагало и существование большого цикла — 60-летнего. Он составлялся из пяти малых циклов, что соответствовало пяти стихиям: (дерево – «мод», огонь – «галл», земля – «шороо», железо – «тумур», вода – «ус»), и пяти цветам (синий, красный, желтый, белый, черный). Каждый год обладал также характеристикой рода, был мужским, твердым, или женским, мягким. Как правило, к твердым, или мужским, причислялись годы мыши, тигра, дракона, лошади, обезьяны, собаки. К женским, или мягким годам — годы коровы, зайца, змеи, овцы, петуха и свиньи. Монголы считают, что качества пяти стихий и женского и мужского начал тоже влияют на характер и судьбу человека.

15 чудес Будды

Статуя Будды в Улан-баторе
Монголы, буряты и тувинцы - последователи той же школы, что и тибетцы. В буддийских храмах Монголии праздник Цагаан сар приурочен к празднику Монлам Чхенмо - победе Будды Шакьямуни над лжеучителями. Этот праздник длится 15 дней и посвящается воспоминанию 15 чудес, которые по преданию Будда совершил в индийском городе Шравасти. Каждый праздничный день посвящен сотворенному в этот день Буддой чуду.
Вот как описывает предание эту историю с сотворением чудес. Вскоре после того, как Будда начал проповедовать свое учение, у него появилось много учеников. Шесть монахов-аскетов, которых покинули ученики, ставшие последователями Будды, возненавидели его за это и стали прилюдно насмехаться над Учителем, демонстрируя окружающим различные чудеса в доказательство своей правоты. Будда не обращал на них внимания, но однажды ученики попросили его посрамить этих лжеучителей, которые причиняли окружающим только зло и беспокойство. Будда согласился. Было выбрано место – Шравасти, где он сотворил свои 15 чудес: по одному чуду в день, создав себе всемирную славу.
В первый день первого весеннего месяца он воткнул в землю свою зубочистку, и из нее выросло огромное дерево, заслонившее кроной весь небосвод, Солнце и Луну. На ветвях дерева висели огромные плоды, подобные сосудам, вмещающим пять ведер воды.

пятница, 4 февраля 2011 г.

Ритуал «золгох»

«Золгох» - это своеобразный обряд приветствия, при котором младший по возрасту протягивает руки ладонями вверх и поддерживает под локти старшего, а тот в свою очередь, кладет протянутые руки ладонями вниз. В этом своеобразном жесте приветствия выражается уважение страшим и обещание помощи и поддержки в случае необходимости. В Цагаан сар все младшие члены семьи должны поздравлять старших членов первыми. Муж и жена не совершают этот ритуал друг с другом, так как их считают единым целым. «Золгох» – это самой главный ритуал Белого месяца. У монголов до сих пор существует поверье: чем больше гостей посетит дом или юрту в первый день Нового года для приветствия «золгох», тем счастливее будет наступивший год.

Помню, два года назад, когда мы только приехали в Монголию и еще не знали местных обычаев, в первый день Нового года на улице к нам подошел монгол в красивой национальной одежде и приветствовал нас таким образом: сначала мужа, а потом меня. Мы не сразу поняли, чего он от нас хочет, но хоть и удивились, виду не подали, а протянули руки, как он просил. Потом, когда распрощались с ним, стали гадать: а что это было? Вывод такой – нужно изучать и уважать обычаи той страны, где живешь.

четверг, 3 февраля 2011 г.

Цагаан сар - белый месяц монголов

Сегодня в Монголии отмечают Цагаан сар - Новый год по лунному календарю, то есть по восточному гороскопу. Этот день считается первым днем весны.
Цагаан сар - белый месяц монголовСемьи начинают готовиться к празднику задолго до его наступления. Необходимо закупить множество подарков для гостей и приготовить много еды, особенно бузов. Бузы похожи на пельмени, только немного покрупней. Их лепит вся женская половина семьи в течение месяца. А налепить их надо как можно больше, примерно штук этак тысячу, а лучше две. Согласно обычаю, на праздничном столе почетное место занимает бараний крестец. Традиционные коржи боов (на рисунке) укладываются на большую тарелку в три, пять или в девять слоев. Такие коржи сейчас продаются во всех магазинах, перед праздниками они пользуются большим спросом. На праздничном столе обязательно должны присутствовать белые продукты: рис с изюмом, сушеный творог и сыр, молоко, кумыс, молочная водка.

Некоторые сведения о празднике:
  • Белый цвет в Монголии является символом добра, счастья, благополучия, честности, чистоты.
  • Официально праздник отмечается несколько дней. Так, 3 и 4 февраля - нерабочие праздничные дни. Однако в сельской местности его отмечают почти целый месяц.
  • Астрологический календарь в Монголии отличается от китайского, поэтому Новогодний праздник в Монголии не всегда совпадает с китайским Праздником Весны.
  • У древних монголов новый год начинался осенью. Традиция отмечать Новый год весной пошла со времен Чингисхана.
  • Праздник монголы начинают отмечать не в полночь, а рано утром, от 3-х до 6-и часов в первый день нового года.
Ровно два года назад мы впервые ступили на монгольскую землю. Тогда Цагаан сар отмечался в конце февраля. Я не догадалась сделать запас продуктов, а оказалось, что все магазины в городе несколько дней вообще не работали. Интересная ситуация…

Ритуал «золгох» - один из важных ритуалов Белого месяца.

вторник, 1 февраля 2011 г.

Тугрик

Так называется денежная единица Монголии. А еще памятник монголо-российской дружбе, который расположен на сопке недалеко от первого микрорайона.
Тугрик - памятник монголо-российской дружбе в Эрдэнэте

Эрдэнэт сегодня

Эрдэнэт – город небольшой, всего шесть микрорайонов и юрточные поселения. Основное градообразующее предприятие – горно-обогатительный комбинат, занимающийся добычей медной руды.
Здание гендирекции ГОКа
Эрдэнэт сегодня